Запись #33 О ролях и масках
Все люди играют роли и меняют маски. Конечно, кто-то скажет: «Нет. Я всегда остаюсь собой!» — и будет прав. Ведь у каждого из нас свои уникальные маски и каждый из нас играет свои роли отлично от других. С возрастом у каждого человека нарабатывается свой неповторимый стиль и это позволяет нам меняться, оставаясь собой.
Но не освобождает от масок и ролей.
Немного поясню, какой смысл я вкладываю в эти понятия: маска — это некий шаблон той или иной эмоции или эмоционального состояния: удивление, сомнение, восторг, пристыженность и др. Маски нужны нам для быстрого реагирования на ситуацию, допустим подруга или коллега сообщает, что у нее кто-то заболел, нам, в целом, дела до этого нет, но надо как-то проявить сочуствие, и мы надеваем маску. Или начальник не в духе и вызывает нас на ковер за опоздание, мы за собой вины не чувствуем, но начальнику этого показывать нельзя — маска снова приходит на вывручку.
Роль, чуть сложнее, роль — это уже модель поведения в заданной ситуации, это целый набор шаблонов на все случаи жизни. Вот пример: у вас есть друг раздолбай и пофигист, он всегда в себе уверен и плевать хотел на все пробламмы, но вдруг… ему звонит мама! Модель поведения сразу меняется, он уже не в силах сказать привычное: «Да, ладно тебе! Не парься!», у него сразу изменяются интонации, выражение лица и даже пластика. Или этот же друг начинает поучать младшего брата и вам остается только удивляться откуда в вашем пофигисте столько серьезности и настойчивости.
Я много раз в жизни слышала от людей, что они не знают кто они на самом деле и какие они «настоящие». Я была свидетелем множества переживание на тему: «Я ведь на самом деле не такая, от куда же во мне это?!» или «Я всех обманываю и никто не знает меня настоящую» или «Я так запуталась, что сама теперь не знаю какя я есть!» и еще множесто различных вариаций на тему.
Так почему же это с нами происходит?
А все дело в том, что наш мозг, а вернее наше сознание, работает очень медленно. В критической ситуации мы не успеваем не то что подумать, но даже испугаться. Все мысли, оценка происходящего и эмоции приходят позже, а первое, что срабатывает — рефлексы. А рефлексы — это по сути тот самый набор шаблонов о котором я писала выше — мы еще не успеваем оценить ситуацию, а уже реагируем.
Конечно, было здорово сперва все обдумать, оценить, взвесить и уже потом действовать, но жизнь далеко не всегда дает нам время на размышления. Вот тогда-то и приходят на выручку старые-добрые роли и маски. Роль родителя, роль ребенка, роль друга, роль коллеги, роль покупателя в магазине или роль пешехода — это некая программа действий, которая позволяет нам совершать целый ряд привычных действий не задымываясь, по привычке, не зависая над каждым вопросом в тяжких раздумиях.
Я не поверю тем, кто скажет, что у него нет масок.
Я не поверю тем, кто скажет, что не играет ролей.
Просто маски и роли бывают честными, искренними, созданные нашими собственными переживаниями, а бывают фальшивыми, наигранными, нагло скопированными с другого человека и не подходящие нам ни по темпераменту, ни по внутреннему мироощущению. В первом случае они являются продолжением нас самих, проявлением нашего внутреннего Я, а во втором — попыткой притвориться кем-то другим.
Так что по сути человеческое Я — это всего лишь уникальный набор шаблонов: ролей и масок, чем удобнее эти шаблоны, тем проще нам живется. Мы не можем быть всегда одинаковыми. Мы никогда не сможем одинаково реагировать на слова мамы, друга и директора. Даже с разными подругами я буду говорить совершенно по-разному, и это нормально.
Надо присто принять как факт, что в разных ситуациях, с разными людьми мы ведем себя по-разному, и научиться себя любить тамики, какие мы есть — всегда разными.
В школе в книге по этике читала, что у человека есть несколько социальных ролей. Отца или матери, работника, друга, у человека может быть 10 их.
Их и больше может быть, если всю «мелоч посчитать»
Точно.
Наша жизнь — театр, и каждый из нас играет свою роль.
(В. Шекспир)