Запись #17 О литературе
Меня «испортила» моя школьная учительница. Это была весьма современная старушка с широкими взглядами, она выпустила не один гуманитарный класс и любили ее в первую очередь за то, что она не ставила перед нами задачи прочитать все произведения по программе, она учила нас понимать прочитанное. Она учила нас вести «Дневник читатела» и много раз повторяла: «Читайте что угодно, хоть любовные романы, только ведите дневник.»
Что мы должны были записывать в это Дневник: список персонажей с указанием как они между собой связаны и последовательность событий с пометками для чего та или иная сцена вообще нужна в произведении.
Ведя этот дневник мы не редко забрасывали те книжонки, которые начинали читать, когда понимани, что ключевых персонажей всего двое, а все остальные для сюжета вообще не нужны и для чего автор их придумал — не понятно. Это был первый «звоночек» о том, что книга не так уж хороша.
Вторым «звоночком» был сюжет… Когда начинаешь задумываться: «А для чего нужна эта сцена и ли эпизод», — бедная фантазия автора становится так очевидна, что я до сих пор не могу спокойно не то что читать, но даже смотреть некоторые произведения.
какие смысловые нагрузки может нести в себе отрывок произведения? Их всего четыре: 1 — Раскрытие образа персонажа, его харрактер и т.п., 2 — Развитие сюжета, 3 — Раскрытие реалий мира (это особенно важно для фентези и исторических романов) объяснение особенностей менталитета, политической ситуации, религиозных воззрений и т.п., 4 — создание настроения — лирического, тревожного, радостного и пр. Все. Других целей быть не должно!
Но в последнее время авторы придумали еще одну задачу… Они стали вводить сцены призванные шокировать публику. Шокировать. И больше ничего. Ни для сюжета, ни для понимания персонажа и ли мора в котором персонаж существует эти сцены не нужны. Просто автор придумал нечно бесполезное, но шокирующее — то самое что потом будут бурно обсуждать читатели/зрители и ахать.
Но мне в любом произведении нужен смысл. Смысл в каждом эпизоде, только тогда я буду наслаждаться произведением и скорее всего захочу перечитать его снова.
Именно поэтому мне не понравились ни «Аватар», ни «Золушка» ни многие другие порождения современности. И переубеждать меня бесполезно. Ничего кроме красивой картинки в этих фильмах нет. Одна глупость.